Блог

Сергей Сус
Директор по развитию

Метрики стартапа: ура, узнали факт, а теперь футурология

Ок, после напряженного data mining в виде сбора листочков, выписок и записи всего, что удалось вспомнить, у нас есть примерные данные по стоимости привлечения Клиента, LTV и операционному убытку/прибыли на каждом Клиенте.

Следующий этап – теперь попробуем построить план динамики показателей на год с помесячным шагом и далее еще на 3–5 лет с поквартальным или полугодовым.

Kaneohe, United States. Фото – Kalen Emsley

Когда просишь от проекта сделать это, то в очень многих случаях получаешь план, построенный исходя из чувства прекрасного, а не из расчетов. Чувство прекрасного варьирует от арифметической прогрессии у считающих себя «глубокими пессимистами» до геометрической у «твердо стоящих на ногах реалистов». В крайнем выражении оно выражено в виде гиперболической функции, конец которой быстро пробивает облака и уходит в далекий космос, где плавают фейсбуки, эпплы и сейлсфорсы.

Вообще, это задание хорошо показывает адекватность основателей стартапа. Учитывая специфику (битуби, Россия), у любого проекта крайне маловероятен рост экономических показателей в виде взлета ракеты. У успешных проектов график скорее похож на восхождение в горы – дооооооолго шагаешь сначала по предгорьям, потихоньку набирая высоту и экспертизу. Все вроде просто, но денег нет. Потом начинаются более крутые склоны, но и забираться на них сложнее, каждый шаг становится преодолением чего-то, да и иногда приходится спускаться. Затем уже кривая ползет вверх побыстрее, но и масштаб проблем увеличивается, и скорость роста все равно остается зависимой от многих факторов, хотя бы даже от сезонности. Ну и не каждая гора – Эльбрус, большинство рынков имеют понятную ограниченную емкость, стоит прикидывать, насколько высоко в итоге сможешь зайти по этой тропе, если даже дойдешь до самого верха.

Наш подход к планированию простой – все цифры должны быть не гипотетически придуманы, а посчитаны. Как? Читайте в следующих сериях.