Блог

Марина Жарковская
Заместитель гендиректора

Мы работали для вас, почитайте

Дмитрий Волошин, наш редакционный директор, на внутреннем сайте хорошо ответил, стоит ли пытаться произвести впечатление на Читателя масштабом вложенного в статью труда.

Автор: Шаршаков В.М. Год: 1958

«Редактор задал мне вчера хороший вопрос про мир читателя, уличил в противоречии.

В новой, 10-й главе учебника (это про наш редакционный учебник «Актион-МЦФЭР. — М. Ж.) есть пример удачного начала для подводки: „Мы выбрали для вас 10 излюбленных претензий налоговых инспекторов за три последних года“. Здесь редакция первым делом сообщает о проделанной работе. Но в той же главе написано: „Для читателя не главное, как вы пришли в статье к своим ошеломительным выводам, сколько судебных дел пересмотрели, какие инспекции обзвонили или опросы разослали“. Противоречие?

Чтобы ответить редактору, пришлось немного выкручиваться.

Самый простой, хотя и формальный тест на мир читателя — его упомянули в первом же предложении. Не обязательно конкретного читателя, но представителей его профессии, его работу, компании и пр.

В сомнительном примере сказано, что редакция выбрала 10 претензий не из праздного любопытства, а для читателя — „для вас“. Так что формально — в мире читателя, вполне годный вариант два в одном: одновременно и подвиг редакции, и привязка к жизни бухгалтера. Можно и сильнее заострить мир читателя, например: „Посмотрите, какие претензии предъявят вашей компании налоговики...“

Но если не ограничиваться формальностями, то надо представить себя на месте читателя и оценить, будет ли вам, как бухгалтеру, интересно то, что анонсировали в первом предложении лида. Задача не такая уж простая: понадобится вжиться в роль, забыть о своей экспертной сущности.

Сам по себе лид в мире читателя гарантии успеха не дает. Вдруг читателям в принципе неинтересны „излюбленные претензии налоговиков“. Тогда вы можете 100 раз написать в подводке, что подобрали претензии „для вас“, а статья не зайдет. Но это уже вопрос выбора темы (см. главу 9 учебника)».