Блог

Марина Жарковская
Заместитель гендиректора

Автор за себя, а редактор за читателя

В романе Достоевского «Бесы» есть персонаж – писатель Кармазинов «с осанкою пятерых камергеров». Об одной его журнальной статье:

«Он описывал гибель одного парохода, где-то у английского берега, чему сам был свидетелем, и видел, как спасали погибавших и вытаскивали утопленников. Вся статья эта, довольно длинная и многоречивая, написана была единственно с целию выставить себя самого. Так и читалось между строками: „Интересуйтесь мною, смотрите, каков я был в эти минуты. Зачем вам это море, буря, скалы, разбитые щепки корабля? Я ведь достаточно описал вам все это моим могучим пером. Чего вы смотрите на эту утопленницу с мертвым ребенком в мертвых руках? Смотрите лучше на меня, как я не вынес этого зрелища и от него отвернулся. Вот я стал спиной; вот я в ужасе и не в силах оглянуться назад; я жмурю глаза – не правда ли, как это интересно?“».

«Разве можно продержать на одной статье такую публику, как наша, целый час?»
Федор Михайлович Достоевский, «Бесы».

Полтора века спустя после выхода романа СМИ наводнены кармазиновыми. В профессиональных изданиях эгоцентризм автора проявляется в стремлении продемонстрировать миру свое умение изъясняться сложно, «по-научному». Отсюда многословие и «необходимо выйти из правового поля закона» вместо «не применяйте этот закон». Но редактор по должности обязан быть на стороне читателя: «Актион-МЦФЭР» пишет полезно, просто и кратко. Убедить в этом автора – наша работа.